@ARTICLE{26543118_127285333_2014, author = {Н. В. Дрантусова and Е. А. Князев}, keywords = {, Болонский процесс, высшее образование, системная трансформация, институциональная дифференциация, многоуровневое образованиеисследовательские университеты}, title = {Европейское измерение и институциональная трансформация в российском высшем образовании}, journal = {Вопросы образования}, year = {2014}, number = {2}, pages = {109-131}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2014--2/127285333.html}, publisher = {}, abstract = {Князев Евгений Анатольевич (1955-2013) - доктор экономических наук, профессор, директор Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ Дрантусова Наталья Владимировна (1971-2013) - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ.Анализируется влияние интеграции в европейское образовательное пространство на российскую систему высшего образования. В качестве движущих сил трансформации рассматриваются два общеевропейских тренда: институциональная дифференциация, которая основана на внедрении многоуровневой системы образования, и перестройка взаимоотношений высшего образования с широким окружением. Показано, что многоуровневость системы высшего образования в России реализуется в виде инициированной государством вертикальной дифференциации вузов на основании научных результатов и концентрации ресурсов в ограниченной группе ведущих вузов. Данная практика, по мнению авторов, не учитывает неоднородность группы ведущих вузов, получающей преимущественное право на реализацию программ магистратуры; внутреннюю неоднородность отдельных вузов, в которых могут быть подразделения и с сильным научным потенциалом, и ориентированные на массовый спрос на образовательные услуги; опасность ограничения активности вузов насаждением сверху жестких рамок деятельности в условиях, когда магистерские программы являются для вузов полем предпринимательства. Выделены четыре модели организации деятельности вузов в условиях трансформации системы высшего образования: университет-исследователь, университет — системный интегратор, университет — региональный интегратор, университет — кадровый конструктор.}, annote = {Князев Евгений Анатольевич (1955-2013) - доктор экономических наук, профессор, директор Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ Дрантусова Наталья Владимировна (1971-2013) - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра университетского менеджмента Института образования НИУ ВШЭ.Анализируется влияние интеграции в европейское образовательное пространство на российскую систему высшего образования. В качестве движущих сил трансформации рассматриваются два общеевропейских тренда: институциональная дифференциация, которая основана на внедрении многоуровневой системы образования, и перестройка взаимоотношений высшего образования с широким окружением. Показано, что многоуровневость системы высшего образования в России реализуется в виде инициированной государством вертикальной дифференциации вузов на основании научных результатов и концентрации ресурсов в ограниченной группе ведущих вузов. Данная практика, по мнению авторов, не учитывает неоднородность группы ведущих вузов, получающей преимущественное право на реализацию программ магистратуры; внутреннюю неоднородность отдельных вузов, в которых могут быть подразделения и с сильным научным потенциалом, и ориентированные на массовый спрос на образовательные услуги; опасность ограничения активности вузов насаждением сверху жестких рамок деятельности в условиях, когда магистерские программы являются для вузов полем предпринимательства. Выделены четыре модели организации деятельности вузов в условиях трансформации системы высшего образования: университет-исследователь, университет — системный интегратор, университет — региональный интегратор, университет — кадровый конструктор.} }